Секция 5: Внутришкольная система развития Универсальных Учебных Действий. Позиционный метод.

Ведущие секции:
Воровщиков Сергей Геогргиевич.
Машкин Валентин Иванович.

Как организовать в школе развитие у учащихся умений учиться.

Программа обращена, прежде всего, руководителям и педагогам школ, но будет полезна сотрудникам муниципальных управлений образования, учреждений дополнительного профессионального педагогического образования, студентам и преподавателям педагогических вузов, осознающих важность целенаправленного развития умений учащихся учиться. Коллективная мыследеятельность направлена на овладение готовностью проектировать и реализовывать внутришкольную систему учебно-методического и управленческого сопровождения развития универсальных учебных действий как деятельностного компонента метапредметного содержания образо-вания.

Программа позволит
1. Актуализировать идеологические, содержательные и технологические позиции компетентностного подхода как одного из методологических оснований реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО).
2. Рассмотреть особенности состава и структуры ФГОС ОО.
3. Рассмотреть состав, структуру, методологические основания классификации общеучебных умений, конкретизирующей перечень универсальных учебных действий.
4. Рассмотреть основные требования и рекомендация ФГОС ОО к учебно-методическому и управленческому сопровождению развития универсальных учебных действий и акцентировать необходимость соответствия ресурсной базы школы этим тре-бованиям.
5. Смоделировать внутришкольную систему учебно-методического сопровождения развития универсальных учебных действий, рассмотрев учебно-методический комплекс метапредметных курсов, управленческо-методическое обеспечение проектной и исследовательской деятельности школьников, портфолио и дневник индивидуального прогресса учащегося как внутришкольных способов фиксирования, накопления и оценки индивидуальных социокультурных достижений учащихся и т.д.
7. Рассмотреть состав и структуру надпредметной образовательной программы развития универсальных учебных действий как внутришкольного нормативного документа.
8. Разработать абрис целевой программы по созданию, теоретическому обоснованию и реализации внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения развития универсальных учебных действий.

Методические особенности (показать) »

Методические особенности программы заключаются.
— в прагматическом характере обучения, направленного на решение одной из злобо-дневных проблем образовательного процесса школы;
— в консультационном характере обучения, который предполагает работу со слушателями в режиме коллективной мыследеятельности по «выращиванию» способа решения реальных проблем развития универсальных учебных действий учащихся;
— в активном участии в реализации программы курса слушателей, во многом опреде-ляющих акценты и интонации изучаемого материала.

Методика освоения содержания курса основана на компетентностном подходе. Поэтому основной дидактической единицей построения программы является практико-ориентированное решение определённой актуальной проблемы содержания и организации образовательного процесса в аспекте управления качеством образования. Организация освоения содержания программы будет представлена в четырёх основных аспектах: мотивационном (социальная и профессиональная актуальность проблемы), процессуальном (коллективная мыследеятельность по обсуждению перспективных решений данной проблемы), результативном (ориентация на создание конкретного «продукта»), рефлексивном (установление объективно и субъективно нового знания, освоенного в границах того или иного модуля).

Как проходит обучение (показать) »

Как проходит обучение
Учитывая инновационный характер решаемых проблем, участникам программы будет передаваться необходимая инструктивная информация в виде мультимедийной презентации и четырех учебно-методических пособий автора программы.

Учитывая практическую направленность программы, предполагается организация активного обмена опытом между руководителями и педагогами школ. Поэтому для оценки качества освоения слушателем программы будут использоваться не столько кейсовые задания, сколько анализ «продуктов» решения актуальных проблем, презентации управленческого и педагогического опыта конкретного образовательного учреждения.

Кроме того, при организации освоения содержания программы будут использоваться образовательные технологии, которые слушатели могут использовать при организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода в своём образовательном учреждении. Это такие образовательные технологии, как: технологии коллективной мыследеятельности, проектные технологии, рефлексивного образования, информационные технологии, технологии группового взаимодействия и т.д.

Материалы участника и результат обучения (показать) »

Материалы участника
Участникам будут предложены для работы четыре учебно-методических пособия:
1. Воровщиков С.Г. Азбука логичного мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов: 2-е изд., перераб. – М.: 5 за знания, 2007. – 352 с.
2. Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель: 5-е изд., пераб. и доп.– М.: 5 за знания, 2011. – 216 с.
3. Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: Теория, техно-логия: 2-е изд., перераб. – М.: 5 за знания, 2007. – 304 с.
4. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения/ С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова и др.: 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2010. – 402 с.
Также будут переданы в электронном виде несколько книг и презентаций по данной теме, например:.
5. Воровщиков С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников/ С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова, Г.П. Каюда, Н.В. Гладик и др.: 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2009. – 288 с.
6. Воровщиков С.Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект (Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы)/ С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова.: 4-е изд. – М.: 5 за знания, 2009. – 352 с.
7. Воровщиков С.Г. Элективный курс «Азбука логичного мышления»: тематическое и поурочное планирование/ С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова, О.В. Федотова, А.Б. Шихирева, Т.Г. Филатова, О.В. Вологина, Е.В. Баженова. – М.: ЮОУО, 2006. – 182 с.

Результат обучения
Реализация программы предполагает, что слушатели в режиме коллективной и индивидуальной мыследеятельности смоделируют целостную внутришкольную управленческую, дидактическую и методическую систему формирования и развития универсальных учебных действий учащихся, включающую:
1. Модель учебно-познавательной компетенции учащихся.
2. Классификацию общеучебных умений учащихся.
3. Дидактические комментарии к классификации общеучебных умений, конкретизи-рующие формулировки умений.
4. Пакет методик развития учебно-логических умений учащихся младших классов.
5. Учебно-методический комплекс метапредметного элективного курса, включающий учебную программу, методические рекомендации, учебное пособие «Азбука логичного мышления».
6. Методические рекомендации по планированию совершенствования общеучебных умений учащихся в границах общеобразовательных дисциплин.
7. Управленческо-методические рекомендации по организации и осуществлению проектной и исследовательской деятельности учащихся, способствующей совершенствованию универсальных учебных действий учащихся.
8. Управленческо-методические рекомендации по созданию и внедрению в образовательный процесс портфолио как внутришкольного способа фиксирования, накопления и оценки индивидуальных социокультурных достижений учащихся.
9. Мониторинговый инструментарий и организационную систему изучения сформированности приоритетных универсальных учебных действий учащихся и определения готовности педагогов к формированию универсальных учебных действий как деятельностного компонента метапредметного содержания образования.
10. Проект целевой программы по созданию, теоретическому обоснованию и реализации внутришкольной системы формирования и развития универсальных учебных действий.

Позиционный Метод в образовательной сфере.

Целевая аудитория – директора школ.

Позиционный Метод (ПМ) – открытие, заставляющее глобально переосмыслить представления о человеке и обществе, их существовании и развитии. Многолетнее применение ПМ в сфере управления доказало его действенность и общественную значимость, а также выявило высокую потребность в людях с высоким уровнем управленческих способностей. Теперь настал черед применения ПМ в сфере образования, поскольку именно в ней происходит становление человека. Это значит, что когда ПМ станет повседневным инструментом каждого преподавателя, каждого директора школы, общество в целом получит возможность целенаправленно управлять потенциалом нации.

Позиция человека – это его устойчивое представление о себе и своих возможностях изменить что-то в тех обстоятельствах, в которых он находится. Позиция, которую занимает человек, определяет адекватность его восприятия, эффективность деятельности, общие способности, задает поведение в различных ситуациях и характер взаимодействия с другими людьми. Именно позициями люди кардинально отличаются друг от друга, при этом позиции этих людей являются настолько устойчивыми, насколько устойчиво их мировоззрение.

Позиция ребенка начинает формироваться в семье с самого рождения. Учителям известно, что в первый класс дети приходят уже с разными способностями. ПМ объясняет это тем, что родители со своими уже сформированными позициями оказывают совершенно определенное влияние на ребенка как своим собственным примером, так и целенаправленным воспитанием. Однако школа тоже не остается в стороне от процесса формирования позиции: учителя тоже имеют свои сформированные позиции и тоже оказывают серьезное влияние на каждого ребенка. Причем в зависимости от соотношения позиции учителя и позиции ученика влияние это может быть как развивающим, так и угнетающим.

Тест Позиция позволяет оценить и выразить в количественном виде уровень духовного развития любого человека, начиная с 12-13 лет. Фактически, с его помощью точно оценивается уровень ответственности человека и степень самостоятельности мышления. Именно эти способности определяют успешность человека в широком смысле этого слова. Именно они востребованы практикой. Вот почему понимание закономерностей развития личности, а также знание результатов тестирования позволит учителям целенаправленно формировать эти способности.

Работа секции
Работа в секции посвящена практическим аспектам осмысления ПМ применительно к образовательной сфере. С этой целью каждому участнику секции предоставляется возможность бесплатно протестировать один выпускной класс и обязательно протестироваться самому, чтобы затем иметь возможность вынести собственное суждение о точности оценок, полученных с помощью теста Позиция. Принцип бесплатности распространяется только на заранее представленные данные!

Отправление заявки (показать) »

Заявку на тестирование следует посылать по адресу position@pozmetod.ru. В заявке следует указать, что Вы намерены принять участие в работе секции «Позиционный Метод в образовательной сфере» и сообщаете следующие сведения о себе: город, номер школы, сколько учеников учится в классе, который Вы намерены тестировать, а также Вашу фамилию, имя, отчество и должность. Обратите внимание, что организацией тестирования не обязательно заниматься непосредственно Вам, это может быть поручено любому исполнителю. В этом случае в письме следует указать e-mail исполнителя для организации рабочего взаимодействия с ним.

Вам сразу же будет отправлена инструкция о том, как провести тестирование и в каком виде должны быть представлены данные. Естественно, все это можно найти и на нашем сайте www.pozmetod.ru, но все же лучше делать все через прямой контакт с нами.

Само тестирование учеников по понятным причинам должно быть проведено в мае. Все остальное взаимодействие осуществляется в рабочем порядке до середины июня. Оставшееся перед фестива-лем время необходимо для проведения обработки полученных данных.

В случае если Вам не удалось провести тестирование учеников, можно провести альтернативное тестирование преподавателей, но не более 10 человек, выделив в преподавательском составе 5 человек заведомо лучших преподавателей и 5 человек, деятельность которых Вас не удовлетво-ряет (для наглядности сравнения).
Работа секции строится на принципах позиционной игры: в ходе интенсивного обсуждения приведенной ниже укрупненной программы участники постоянно оказываются в ситуациях, в которых вынуждены проявлять свои способности, т.е. позиционироваться относительно со-держания обсуждения. Такой подход дает мощный толчок для актуализации потенциала человека.

Работа секции строится на принципах позиционной игры: в ходе интенсивного обсуждения приведенной ниже укрупненной программы участники постоянно оказываются в ситуациях, в которых вынуждены проявлять свои способности, т.е. позиционироваться относительно со-держания обсуждения. Такой подход дает мощный толчок для актуализации потенциала человека.

Программа занятий секции (показать) »

Программа занятий

3 июля, вторник
Проблемы освоения учащимися универсальных учебных действий: внутришкольный формат проблемного поля
Коллективная мыследеятельность (КМД) по проблематизации идеологических, содержательных, технологических аспектов организации освоения учащимися умений учиться

Внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения развития универсальных учебных действий: уровни и компоненты
Мультимедийная презентация внутришкольной системы развития универсальных учебных действий учащихся

Моделирование внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения развития универсальных учебных действий: идеологический, содержательный и ехнологический аспекты.
КМД по моделированию шести блоков внутришкольной системы.
Рефлексия процесса и результатов КМД.

4 июля, среда
Программно-целевой подход к созданию и реализации учебно-методического и управленческого сопровождения развития универсальных учебных действий: управленческий цикл и программа развития.
Мультимедийная презентация теоретико-технологических основ реализации управленческого цикла и разработки программы развития как разновидности целевой программы.

Моделирование внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения развития универсальных учебных действий: целевая программа.
КМД по моделированию блоков целевой программы.

Кейсовые задания: определение готовности педагогов к формированию универсальных учебных действий как деятельностного компонента метапредметного содержания образования.
Выполнение кейсовых заданий по определению готовности участников к формированию универсальных учебных действий.
Рефлексия процесса и результатов КМД

5 июля, четверг
Сущность Позиционного Метода
• Метод –> концепция –> теория –> технология –> инструмент
• Позиция человека
• Позиционная модель личности в обществе
Позиционный Метод и сфера управления
• Что такое управленческие способности
• Ключевые свойства системы управления
• Позиционная диагностика системы управления
• Сравнение двух реальных систем управления по позиционным показателям
Позиционный Метод и сфера образования
• Р-анализ: группа в разрезе
• Позиция и успеваемость
• Позиция и экспертные оценки преподавателей
• Интегральная оценка классов
• Принцип относительности образования
Перспективы применения Позиционного Метода в сфере образования

6 июля, пятница

Тест Позиция
• Общая структура и принцип работы теста
• Содержательная интерпретация оценок по шкалам теста
-Эгоцентризм
-Нормоцентризм
-Социоцентризм
-Эгоизм
• Характерные особенности позиционных групп
Позиционирование человека и принцип развития способностей
• Позиционный Метод дает критерии для целенаправленного воспитания
• Потенциал и состоятельность человека
• Формула М-МД-Д, или как сформировать действенный план мышления
Практические аспекты внедрения Позиционного Метода в деятельность школ
• Промышленность – потребитель способных людей
• Власть – заказчик общественных преобразований
• Семья – источник появления способных людей
• Школа – место становления способностей
• Мозговой штурм: план начальных действий или как привести в движение все необходи-мые механизмы, чтобы получить возможность использовать ПМ в повседневной работе

Читайте далее:
Стоимость и Регистрация.
О ведущих.
О месте проведения.
Как добраться.