Другая математика
или Как сформировать математическое мышление у детей 6-10 лет
У этой книги было много предварительных названий.
«Математика, которой никогда не было». «Путешествия по тетради в клеточку». «Счастливая математика для Вашего ребенка». Ну и, наконец, самое неожиданное: «Терапия математикой».
В сущности говоря, все эти названия в той или иной мере отражают суть той книги, которая предлагается Вашему вниманию, и ниже я постараюсь показать, что это действительно так.
МАТЕМАТИКА, КОТОРОЙ НИКОГДА НЕ БЫЛО
В самом деле, математика, представленная в настоящей книге — это математика, не имеющая аналогов в современной школьной дидактике а также среди тех математических пособий и учебников, на которые опирается в преподавании начальной школьной математики вся современная школа. Поэтому воистину это «математика, которой никогда не было». Но не в том смысле, что автор изобретает некую непонятную математику, которая не имеет никакого отношения к системе математического знания. Скорее, наоборот: в книге развернуто доказывается, что как раз практикуемая в массовой начальной школе математика является в значительной мере «псевдоматематикой», имеющей весьма приблизительное отношение к системе современного математического знания. И одну из своих задач автор видит как раз в том, чтобы приблизить содержание начального математического образования к “серьезной” математике.
Правда во второй половине XX века уже было осуществлено несколько попыток более или менее радикально обновить начальное математическое образование с ориентацией на современную науку; увы, все эти попытки следует признать в той или иной мере неудачными. Почему? Да потому прежде всего, что в этих попытках недостаточно учитывалась специфика мышления ребенка 6-10-летнего возраста. Скажем, тогда, когда курс брался на формирование у ребенка младшего школьного возраста сетки сугубо понятийного математического мышления (возможно одна из наиболее ярких попыток такого рода представлена в созданной Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым концепции развивающего обучения).
Всякие попытки поднять мышление ребенка начального школьного возраста до понятийно-научного уровня современной математики (даже если это были филигранно выполненные попытки развивающего обучения) «зависали» в пространстве беспредметных абстракций, не отвечая потребностям детского мышления и вызывая у детей хроническую головную боль, а у учителей неистребимую ностальгию по «старой, доброй арифметике».
Таковы стратегические идеи, на которых держится здание выстраиваемой в настоящей книге математики. И это идеи, которые вступают в резкое противоречие с идеями, на которых до сих пор держалось преподавание математики в начальной школе. По сути речь идет о двух педагогических парадигмах. И нетрудно понять, что столкновение этих образовательных парадигм может оказаться травматичным и болезненным для учителей, которые сегодня работают в начальной школе. В самом деле, все, о чем ведется речь в этой книге, резко противоречит тому, чему этих учителей учили в институтах и училищах и тому, что принято именовать важным словом «федеральный стандарт».
Конечно, все было бы гораздо проще, если бы предлагаемая мною книга претендовала на роль «дополнительной математики»: мол, пусть в школе все идет так как есть, а кто хочет, тот пусть пользуется этой книгой как дополнительным пособием... Увы, этот номер не проходит. Вся книга выстроена КАК ЖЕСТКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА той начальной математике, которую вынуждены сегодня преподавать тысячи учителей, и у меня нет оснований скрывать, что в ней бросается вызов всей этой традиционной математике. Вызов с позиций здравого смысла, современного математического знания и определенного понимания возрастных психологических особенностей ребенка, обучающегося в начальной школе. И чем больше читатель настоящей книги будет погружаться в ее содержание, тем неотвратимей будет вывод о том, что традиционная математика начальной школы себя практически исчерпала.
Вместе с тем надо понимать, что настоящая книга представляет собой не более чем НАБРОСОК математики нового типа. Ведь за традиционной математикой – многие десятилетия упорной методической работы сотен тысяч учителей и множество технологически отработанных учебников и учебных пособий. Что же касается математики, описываемой в настоящей книге, то она пока еще находится в процессе создания и потому по максимуму открыта критике, спорам и возражениям. Это прежде всего ПРОВОКАЦИЯ альтернативы и описание уже полученных результатов как содержательной альтернативы тому, что существует в современной начальной школе.
Но даже если читатель книги не согласится со столь глобальной постановкой вопроса, он будет вынужден признать, что в настоящей книге представлен комплекс совершенно оригинальных математических задач и учебных технологий, не имеющих аналогов в современной школьной дидактике ни с точки зрения содержания, ни с точки зрения обучающей эффективности.
Автор книги
Александр Михайлович Лобок
Психолог, психотерапевт, философ, кандидат философских наук, доктор психологических наук.
Профессор Московского городского педагогического университета.
Cоздатель Лаборатории вероятностного образования и Лаборатории АзартТайнинга.
Создатель комплекса азарттайнинговых технологий развития творческих способностей ребенка.
ЧИТАТЕЛИ О КНИГЕ
Ануш Панина
Я читала книгу постепенно. Первую половину — прошлой весной. когда осенью я ее дочитывала, я уже ловила себя на том, что постоянно разговариваю с детьми (я репетитор по математике), задаю им вопросы в духе тех, что есть в книге. Ищу способ с ними поиграть в догадку. Это получилось как-то само собой.Вторая часть книги почему-то давалась мне тяжелее, чем первая.Но вообще я просто в восторге от того, что Вы вообще написали такую книгу!Интересно, как это пришло к вам в голову? И именно про математику.А, вот, поняла, главное, что я вынесла.Эксперимент. Дух экспериментирования. Вместо правильности и неправильности. )и это касается не только математики, а вообще.У меня этот акцент внимания стал проявляться везде.Я нашла в этом ключ.Причем не только, чтобы помогать детям наладить отношения с математикой, а вообще везде, например, чтобы мне заниматься йогой.Или чтобы мне вести что-то для вожатых.От этого как минимум веселее. И от предложения самой себе экспериментировать на поверхность выпрыгивает миллиард идей, которые без этого тормозили бы.……………
С Бооольшим уважением, Ануш.
Александр Черемухин
Спасибо, Александр за великолепный труд. Книга безумно интересная! Полезной она может стать только той малой части педагогов и родителей, которые отважатся на обучение дошколят и младших школьников математике вопреки системе. А еще на переваривание книги требуется много времени: за внешней простотой прячется большая глубина. Я согласен с Ануш, что книгу нужно читать постепенно, но вот начинать работать по ней нужно ПОСЛЕ прочтения всей книги. Ведь как трудно оставаться точным и последовательным, не имея полной картины (имею в виду вторую часть книги). Пока пробую клеточную арифметику на детях постарше: 3-4 и 5-6 классы. Составляем разные графические представления чисел первого десятка, делая акцент на переборе всех возможных вариантов, отсеивании «повторов», поиске универсального алгоритма такого перебора и доказательстве его полноты. Играем в графическое умножение и возведение в квадрат. Тетрадь в клеточку — действительно гениальное изобретение, которым можно пользоваться до конца школы! Но ведь самая красивая и фундаментальная философия арифметики нужна чуть пораньше.
Жду продолжения. Успехов автору!
Герман Селевко
".....Наконец, технология «Другая математика» использует великое дидактическое изобретение, неизвестное никому.Писчий лист, разлинованный на геометрически правильные квадратики со стороной в половину сантиметра или в один сантиметр, – это воистину удивительное дидактическое изобретение.Через построение и описание различных клеточных конфигураций (различных фигур, состоящих из клеточных единиц) можно моделировать и описывать самые разнообразные математические понятия и закономерности, составляющие основу школьного курса математики, а также глубинные математические парадоксы. Математические идеи количества, числа, единицы, множества, равенства, сложения (и в том числе сложения с отрицательными числами), деления, умножения - все это может быть весьма эффективно смоделировано в пространстве «клеточных объектов». И притом у ребенка формируются не абстрактно-безличные понятия, а индивидуально-личностные образы, а значит, продуцируется индивидуально-личностное отношение к математике как таковой, что и является залогом ее подлинного о-своения....."
СЕЛЕВКО Г.К. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ТОМ 1
СКОЛЬКО СТОИТ ОНЛАЙН ДОСТУП К КНИГЕ НА ПЛАТФОРМЕ ГЕТКУРС?
Задавайте ваши вопросы!
Хотите отправиться в путешествие по мирам вероятностного образования? Тогда:
1. Смотрите видео «Три кита начальной школы: языковое, математическое и коммуникативное мышление» и подписывайтесь на YouTube-канал «Александр Лобок. Прорыв понимания»
2. Подписывайтесь на канал Лаборатория АзартТайнинга в Телеграм
3. Присоединяйтесь к группам Лаборатория АзартТайнинга в Телеграм и АзартКЛАССиЯ в ВКонтакте
4. Читайте книги Другая математика и “№ 0. Пир первый”
5. Учитесь читать и кайфовать от чтения сложных текстов с помощью Исчезнайки
6. Превращайте математику, чтение и письмо в увлекательнейшее занятие с играми Азарткласс
7. Научитесь взаимодействовать со своим ребенком более продуктивно на занятиях в Азбуке смыслов
8. Сделайте учебник физики способом путешествия в свои жизненные миры на курсе Метафизика физики, или Физика смыслов
9. Вглядывайтесь в письменное прошлое, читая книги и тексты А.М. Лобока
10. Открывайте горизонты развития на занятиях Родительского университета Острова
11. Возмущайтесь, протестуйте, восхищайтесь на занятиях Университета вероятностного образования
12. Овладевайте многими десятками уникальных игровых технологий на Мастерских образовательного азарта
13. Заглядывайте вместе со своими подростками на философско-психологические посиделки в клубе "Энигма"
14. Ныряйте вместе со своими детьми в захватывающие и завораживающие виртуальные миры и учитесь слышать и понимать своих детей и себя на практикуме "Сирены интернета"
ДЛЯ САМЫХ ВНИМАТЕЛЬНЫХ
ПОДАРОК!
МОЖНО ЛИ ВЕСЬ ПРОЦЕСС ВХОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА В МИР КУЛЬТУРЫ ПОСТРОИТЬ КАК ПРОЦЕСС ЕГО СВОБОДНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ, СВОБОДНОГО ВЫБОРА, СВОБОДНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ?
ИП Машкович Е.И.
ОГРНИП 323774600278082 ИНН 771475575101
г. Москва
авторизуйтесь