ИСЧЕЗНАЙКА
ЧТО ТАКОЕ «ИСЧЕЗНАЙКА»?
А.М. Лобок: "Исчезнайка" - это, конечно, не просто инструмент, который позволяет с невероятной эффективностью научить читать маленького ребенка. На самом деле это программа, которая оказывается инструментом исследования языка, инструментом активизации языкового внимания, инструментом формирования литературного вкуса, фантастическим по своей эффективности инструментом формирования орфографической интуиции, а ещё инструментом, который научает искусству наслаждения качественной литературой. И формирует в человеке изысканное чувство литературного языка и понимание того, что литература - это не сумма сюжетов, а великое многообразие языков.
Школа убивает литературу, навязывая детям представление о том, что книги - это прежде всего сюжеты. И с этой точки зрения какая разница - книжку я прочитал "Война и мир" или кино посмотрел? А ведь литературный текст и кинотекст - это абсолютно разные тексты. И сколько бы я ни посмотрел кино по всякого рода литературной классике, я ни на йоту не приближаюсь к этой классике. Потому что литература - это краски языка. И если спросить меня, что в первую очередь делает "Исчезнайка", я, пожалуй, отвечу так: она формирует и активизирует в человеке способность видеть краски литературного языка. А уже во вторую очередь формирует орфографическую интуицию, создает коммуникативный азарт и создает принципиально новый формат внутрисемейного общения".
Ну так и как же учить читать с помощью "Исчезнайки"?
Сценариев много. И я всегда рад, когда пользователи моих вероятностных игр относятся к ним как к полю живых экспериментов, а не как к тому, что требует жестких методических инструкций.
Но поскольку от меня просят хоть какие-то методические костыли, предложу навскидку возможный учебный алгоритм.
1.
1.
Итак, вы загрузили в свою персональную библиотеку на "Исчезнайке" семь андерсеновских книг. Наверняка ваш ребенок уже знаком с этими книгами. Ну, или хотя бы с частью из них. Впрочем, это неважно.
2.
2.
Попробуйте начать с самой короткой сказки. С "Принцессы на горошине".
3.
3.
Выбираете опцию "небольшой фрагмент" и только одну пропущенную букву - "а".
4.
4.
Жмёте "начать игру" - и перед вами появляется случайный фрагмент "Принцессы". Может быть откуда-то из середины. Может быть самый финал. Может быть начало. И это очень важно - никогда нет возможности предугадать, что именно появится..
5.
5.
Сделайте шрифт покрупнее. В этой связи целесообразно начинать играть не на телефоне, а на большом дисплее.
6.
6.
В появившемся фрагменте отсутствуют все буквы "а" (ну, поскольку была выбрана такая опция). И ровно столько букв, сколько отсутствует в тексте, выложено в "подвале" игрового поля. Задачка вроде бы простая: эти буквы нужно поставить в места с пропусками ("дырками"). Однако, несмотря на то, что пропущена только одна буква, сложность в том, что пробелы между словами тоже обозначены "прямоугольничками". И приходится думать, куда тащить очередную букву "а".
7.
7.
Естественно, что расшифровку вначале делает взрослый. Цепляет мышкой любую букву "а" из "подвала" и тащит ее туда, где, по его мнению, должна быть буква "а". И обязательно нужно комментировать: "подцепили букву "а" и тащим, тащим ее вот сюда..." - и вслух читаете кусочек текста, куда должна забраться буква "а", так, чтобы эта буква отчетливо слышалась.
8.
8.
То же самое делаете с другими буквами "а".
9.
9.
В какой-то момент предлагаете ребенку самому перетаскивать буквы под Вашим руководством. Читаете слова, в которых есть пропущенная "а", показываете, куда надо тащить, и ребенок тащит. Когда получилось притащить, громко радуетесь. И обращаете внимание на набираемые очки.
10.
10.
По мере того, как фрагмент заполняется, снова и снова читаете его вслух - то, что уже получилось. А когда заполняются все пробелы и появляется табличка "победа", можете либо перейти в целостный текст и прочитать, что там было впереди или после, либо вернуться в тот фрагмент, который вы уже расшифровывали, и изменить условия (например, сделать так, чтобы исчезла любая случайная буква - и таким образом постепенно пройтись по всем буквам алфавита), либо начать новую игру, и выпадет другой случайный отрывок.
11.
11.
Несколько таких путешествий - и ребенок начнет не просто без труда идентифицировать буквы, но и будет сам и довольно быстро вставлять пропущенные буквы.
12.
12.
И тогда можно повысить уровень сложности и сыграть с двумя пропущенными буквами. А потом с тремя, четырьмя и так далее..
13.
13.
И обязательно поиграйте сами! Когда ребенок увидит, что Вы сами с азартом расшифровываете Андерсеновские текстовые паззлы, это произведет на него неизгладимое впечатление.
14.
14.
Особенно интересно играть в такого рода расшифровку всей семьей. Взрослые, дети разных возрастов - и расшифровка на высоком уровне сложности. Например, когда пропущено сразу 10 случайных букв. Или пропущены "орфографически трудные" буквы: "а-о", "е-и", "д-т", "з-с" и т.д. Возможностей - море. Поверьте, решительно повысится уровень орфографической интуиции и грамотности у всех взрослых!
Автор Исчезнайки
Александр Михайлович Лобок
Психолог, психотерапевт, философ, кандидат философских наук, доктор психологических наук.
Профессор Московского городского педагогического университета.
Cоздатель Лаборатории вероятностного образования и Лаборатории АзартТайнинга.
Создатель комплекса азарттайнинговых технологий развития творческих способностей ребенка.
ОТЗЫВЫ РОДИТЕЛЕЙ
Зинаида Солодовникова
На днях тестировали с дочкой (10 лет) игру в Исчезнайке (создатель Александр Лобок) по книге "Русалочка". Книгу из предложенных выбрала сама Вера. Мы раньше читали ее. Мне было интересно посмотреть, какие эффекты возникнут на известном сюжете. Но сюжет сюжетом, а мы-то работаем в Исчезнайке с миниотрывками, и они не всегда помнятся детально.Сначала выбрали режим отсутствия двух гласных а-я. Мне казалось, что быстро справимся с задачей, и действительно, она не была сложной. Но на самом деле хитрость заключается в том, что вроде бы ты выполняешь задачу возвращения в текст исчезнувших букв, но она оказывается, скорее, формальной, т.к. на ее фоне вдруг начинает проступать скрытый смысл работы.Пока я заношу в текст недостающие буквы, само собой получается, что я проговариваю вслух и части слова, и слова, и части предложений, а потом - получившееся предложение или фрагмент целиком. И тогда текст начинает звучать со всей своей сочностью и выразительностью, образы раскрываются максимально полно. Проговаривая вслух, я словно пробую текст на языке, я ощущаю, как эти слова рождаются через мою артикуляцию, это совершенно особые ощущения, которые мы обычно не осознаем.И вот такое замедление работы с текстом приводит к тому, что мы его начинаем слышать особым образом.Например, в этом отрывке "Русалочки" нам попалось описание венца, который надела на нее ее бабушка. Венец состоял из лилий, лепестки которых были сделаны из половинок жемчужин. Вера даже воскликнула "Ого!", когда мы добрались до этого места, что как раз и говорит о том, что текст начинает слышаться совсем по-другому. Ведь когда мы ранее читали эту сказку традиционно как сюжет, эти детали полностью ускользали от внимания. .
Евгения Ишенгома
На днях попробовали зум-формат "Исчезнайки" - чтобы поиграть другим составом.Кира и я с одной стороны экрана и Слава с мамой Машей (и сестрой Сашей) - с другой стороны.В зуме можно предоставлять другим право работать на своем экране. И мы по таймеру (сначала по две минуты, потом по пять) передавали право вставлять буквы. За всеми остальными оставалось право подсказывать и рассуждать вслух - но дети пользовались этим скромно.Слава прорабатывает сейчас терпение и следит за очередностью - он уже все угадал, а Сашка там тыкает неуклюже, медленно, целую вечность сидит...С таймером спокойнее проходит, можно задавать более четкие правила ожидания и перехода хода.Кира устала быстрее всех, ушла. Саша продержалась чуть дольше. Слава хотел развернуться на просторе, задал себе игру, и... И понял, что тоже устал.Когда дети разбрелись, мы с Машей взялись за Мандельштама. Удивительные ощущения. И от расшифровки, и - от взаимодействия! Играйте, общаясь!Мой любимый режим - без гласных... То вижу всю фразу - а то мешанину из букв. И если это стихотворение - то потом уровень "без согласных" - восстанавливаю текст по кусочкам, по ассоциациям и воспоминаниям... Стихотворение остается стихотворением и без согласных - читаю эту музыку...А когда делаем с Кирой задание "без гласных" - она сначала пропевает вывалившиеся гласные - и только потом переходит к решению. .
Дания Ком
У меня восьмилетка, книги в руки брать отказывается, только аудиокниги.Сегодня предложила поиграть в Исчезнайку. Взяли "Русалочку". Отдельно букву "а", потом в том же кусочке "е", потом две буквы. И - о, чудо! - его хватило три раза прочитать этот кусочек! И как он радовался, что запомнил все места нахождения "а" в тексте! Я в восторге от игры!
Хотите узнать больше о программе "Исчезнайка"?
Хотите отправиться в путешествие по мирам вероятностного образования? Тогда:
1. Смотрите видео «Три кита начальной школы: языковое, математическое и коммуникативное мышление» и подписывайтесь на YouTube-канал «Александр Лобок. Прорыв понимания»
2. Подписывайтесь на канал Лаборатория АзартТайнинга в Телеграм
3. Присоединяйтесь к группам Лаборатория АзартТайнинга в Телеграм и АзартКЛАССиЯ в ВКонтакте
4. Читайте книги Другая математика и “№ 0. Пир первый”
5. Учитесь читать и кайфовать от чтения сложных текстов с помощью Исчезнайки
6. Превращайте математику, чтение и письмо в увлекательнейшее занятие с играми Азарткласс
7. Научитесь взаимодействовать со своим ребенком более продуктивно на занятиях в Азбуке смыслов
8. Сделайте учебник физики способом путешествия в свои жизненные миры на курсе Метафизика физики, или Физика смыслов
9. Вглядывайтесь в письменное прошлое, читая книги и тексты А.М. Лобока
10. Открывайте горизонты развития на занятиях Родительского университета Острова
11. Возмущайтесь, протестуйте, восхищайтесь на занятиях Университета вероятностного образования
12. Овладевайте многими десятками уникальных игровых технологий на Мастерских образовательного азарта
13. Заглядывайте вместе со своими подростками на философско-психологические посиделки в клубе "Энигма"
14. Ныряйте вместе со своими детьми в захватывающие и завораживающие виртуальные миры и учитесь слышать и понимать своих детей и себя на практикуме "Сирены интернета"
ДЛЯ САМЫХ ВНИМАТЕЛЬНЫХ
ПОДАРОК!
МОЖНО ЛИ ВЕСЬ ПРОЦЕСС ВХОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА В МИР КУЛЬТУРЫ ПОСТРОИТЬ КАК ПРОЦЕСС ЕГО СВОБОДНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ, СВОБОДНОГО ВЫБОРА, СВОБОДНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ?
ИП Машкович Е.И.
ОГРНИП 323774600278082 ИНН 771475575101
г. Москва